«Немецкий реквием» Иоганесса Брамса

«Немецкий реквием» Иоганесса Брамса

БРАМС
«Немецкий реквием» для сопрано, баритона, хора и оркестра, соч. 45

Хор и Смифонический оркестр Капеллы Санкт-Петебурга

Немецкий реквием – первое крупное произведение Брамса, свидетельствующее о наступлении зрелости композитора. Мысль о заупокойной мессе, как предполагает друг и биограф композитора Макс Кальбек, возникла в 1856 году в связи со смертью Шумана, другом которого Брамс был в самые тяжелые последние годы. На протяжении 1857-1859 годов он работал над музыкой будущей 2-й части. Первоначально эта мрачная сарабанда предназначалась для четырехчастной симфонии ре минор, превратившейся затем в Первый фортепианный концерт, а осенью 1861 года для задуманной траурной кантаты были подобраны слова и создан хоровой вариант. Непосредственным толчком для сочинения Немецкого реквиема послужила смерть горячо любимой матери Брамса в 1865 году, и летом следующего года произведение было в основном закончено.

Премьера Немецкого реквиема также растянулась на несколько лет. 1 декабря 1867 года в Вене прозвучали 3 первые части. Подготовленное наспех и небрежно, исполнение оказалось неудачным. В частности, в 3-й части всё заглушал гром литавр. Это не смутило композитора и, внеся некоторые изменения, он стал ждать настоящей премьеры. Она состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе в Бремене под управлением Брамса и стала его первым триумфом. В соборе царило приподнятое настроение, и публика, и исполнители понимали, что присутствуют на исключительном художественном событии. Среди слушателей было много музыкантов – друзей Брамса, и уже с первых звуков их глаза наполнились слезами. Невозмутимым оставался лишь отец композитора: он с самого начала был уверен в успехе. Как вспоминал современник, по окончании концерта отец коротко сказал: «Сошло довольно хорошо».

Несмотря на триумф, Брамс не считал работу законченной. После второго исполнения он в мае 1868 года дописал еще одну часть, ставшую 5-й. Лирическая, с солирующим сопрано, она наиболее полно воплотила настроения этого сочинения, посвященного матери (показательны слова хора: «Как утешает кого-либо мать его»). В окончательной редакции премьера реквиема состоялась 18 февраля 1869 года в Лейпциге, и до конца года он прозвучал в разных городах Германии не менее 20 раз.

В музыке Немецкого реквиема впервые полно выявляются характерные черты стиля Брамса: опора на традиции эпохи барокко – Баха и Генделя, использование протестантского хорала в сочетании с песенными лирическими интонациями, мягкая, но плотная аккордовая фактура, органично сочетающаяся с полифоническими приемами. Форма реквиема отличается удивительной стройностью и уравновешенностью.

Немецкий реквием Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, который сложился еще в Средние века. Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера и распределил их на 7 частей. Общий смысл реквиема Брамса совсем иной, нежели католической заупокойной мессы. Отсутствуют тексты молитв, ни разу не упомянуто имя Христа, нет картин Страшного Суда (Dies Irae), обычно занимающих в реквиеме важное место. Упоминание о «последней трубе» не рождает страха смерти, а утверждает «слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (первое послание апостола Павла к Коринфянам). Зато много слов утешения, надежды, любви: Немецкий реквием обращен к живым, примиряя их с мыслью о смерти, внушая мужество. Брамс обращается не только к немцам, лютеранам, но ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово "немецкий" и просто поставил бы "человеческий"».

Хор и Симфонический оркестр Капеллы

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году и имевшего название Придворный музыкантский хор (хор – старинное название, применявшееся к военным или духовым оркестрам). 16 июля 1882 года были утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора.

С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени. Более 50 компакт-дисков, в создании которых принимал участие оркестр Капеллы, изданы в разных странах мира. Наиболее примечательным проектом стала запись оркестром и хором Капеллы сочинений Микиса Теодоракиса, а также запись произведений для крупнейших звукозаписывающих концернов Chandos и Naxos.

Своей основной задачей Симфонический оркестр Капеллы считает исполнение русской музыки, в частности – незаслуженно забытых произведений. За годы своей деятельности Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга стал одним из ведущих коллективов России, имеющим большое количество предложений от исполнителей и композиторов.



Отзывы

Людмила 06.02.2017
Спасибо, всем участникам за восхитительный вечер!
Наталья 31.05.2016
Концерт великолепный. Я испытала трогательное чувство единения с залом, вызванное восхищением великими Мастером - Владиславом Чернушенко.

Выбор мест

Перейти в корзину
  1. Места, доступные для продажи, выделены цветом в соответствии с ценовой категорией;
  2. Для получения информации о месте, необходимо навести на него курсор;
  3. Общее количество билетов в одном заказе не должно превышать 20;
Загрузка схемы...
Загрузка схемы